Говорить что-то о Пелевине даже немного страшно. Со своими обидчиками он разделывается очень изящно. Есть, например, критик по имени Павел Басинский. Сначала он эпизодически громит Пелевина и называет его «Чапаева и пустоту» вещью, которая состоит из дешевых каламбуров, а потом, уже в «Generation П», некий литературный обозреватель Павел Бесинский (вот уж совпадение), худенький, с похмельным лицом и усиками подковой, сидит над дыркой деревенского туалета и случайно проваливается вниз, в фекальные массы с головой. По сюжету – реклама парфюма Gucci для мужчин, по факту – идеальный способ сказать критику: «Сам ты дерьмо».

Что еще хуже – я не понимаю, нравится мне Пелевин или нет. Айти, пугающее будущее, альтернативное прошлое, культура, космос, аккадские и шумерские мифы, реклама, эзотерика, история, наркотики, искаженная действительность, вполне реальные события и всякий киберпанк – всё в его произведениях намешано в какой-то фантасмагоричный микс. Поначалу бредово, а потом привыкаешь. И даже находишь в этом повествовании какую-то логику и гармонию.

Обычно все происходит так: лежу я, читаю любой пелевинский роман и думаю о том, как же это гениально, а потом книга внезапно переходит в дип шит стрейт инто май харт. И так всю дорогу настроение скачет, как на первом триместре: хочется то читать запоем, то сжечь книгу вместе с комнатой, то пойти сделать себе еще бутеров. А в конце книги все, наконец, складывается в один паззл. Жуткий сюрреалистичный паззл. Эдакая кастанедско-уэлшско-хемингуэевская смесь.

Есть в Пелевине какой-то мощный авторитет, и лично для меня он – один из главных интеллектуалов современной России. Если Виктор Олегович пишет что-то там про блокчейны и биг даты, ты понимаешь, что он очень даже шарит в базах данных, криптовалюте и в экономике. Когда он пишет про транскарниальную стимуляцию, ты веришь, что он что-то да знает в анатомии и медицине, и тихонько хихикаешь над его словесным каламбуром, который выглядит скорее как дислексия букв или банальная опечатка. Да что там: так лихо писать про искусственные письки и фаллическо-анальные пенетрации – это надо уметь. И еще: при прочтении Пелевина гуглить каждые десять страниц какое-то новое слово – это нормально.

Полноценная творческая жизнь Пелевина началась еще в 89-м, когда ему было 27 лет. С тех пор одних только романов появилось шестнадцать штук – а разные повести, рассказы и эссе я даже не берусь считать.

Как по мне, то книг было многовато.Виктор Пелевин, «Бэтман Аполло» (2013)

Появилась целая вселенная Пелевина, подобная Марвел. Только персонажи в ней совсем не супергерои и даже не герои и героишки, а обычные ребята (а иногда – бабы с яйцами), которые то в коммерческом ларьке торгуют, а потом вдруг становятся криэйторами, то современное искусство изучают на пару с компьютерно-полицейским алгоритмом, то в засекреченный советский космос летают, то в хамлете вниз головой висят. Некоторые из них, например богиня Иштар, Гера, Рама и Вовчик Малой, он же Ницшеанец, живут в литературном континууме Пелевина и появляются сразу в нескольких книгах.

В целом пелевинская вселенная – это пропитанные жизнью диалоги и сложные нарративы, переложенные на буддийскую призму восприятия, абсурдные аллюзии, странные имена и неизбежные вкрапления цинизма, юмора, циничного юмора, юморного цинизма и качественного мата. Многие критики говорят еще что-то там про постмодернизм, но сам Пелевин (ровно как и я) не понимает, что это могло бы значить, потому что «у нас никакого модернизма не было». И да, к буддийской теме Виктор Олегович испытывает особую любовь, что делает его суждения, разбросанные на цитаты, настоящим далайламингом.

Для меня пелевинское чтение похоже на пьянку – вроде весело и интересно, временами совершенно не понимаешь, что происходит, а после приходит состояние полной разбитости, граничащее с депрессией. И после каждой его книги мне нужна эмоциональная разрядка. Поэтому, когда в библиотеке или в книжном я беру Пелевина, на опохмел вместо пивка прихватываю чего-нибудь сладенько-бабского, например, романтику из репертуара Джейн Остин. А чтобы отойти от «Айфака», мне вовсе потребовался «Дневник Бриджит Джонс», простигосподи.

В общем, ребята, вот что я скажу: хочешь почувствовать себя тупым – почитай Пелевина. То же самое сделай, чтобы почувствовать себя умным.

(Visited 117 times, 1 visits today)

1 комментарий

  1. Николай 21.07.2019 at 20:56

    Бомбически!)))

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *